Потребителски вход

Запомни ме | Регистрация
Постинг
14.02.2018 17:47 - Волжките българи – сродници с тюркските народи и съседи на руските славяни – част 3
Автор: iliaganchev Категория: Новини   
Прочетен: 597 Коментари: 0 Гласове:
-1


Постингът е бил сред най-популярни в категория в Blog.bg
 Волжките българи – сродници с тюркските народи и съседи на руските славяни – част 3

Ахмед Заки Валиди – откривателят на първия сериозен източник за историята на Волжките българи

Някои основни моменти от биографията на Валиди – част 1 (в оригинал на руски):

7: 1. „На заре своей жизни я не предполагал и никак не мог предвидеть, что приму участие в великих политических процессах, происходивших в начале века на Урале и в Средней Азии, что буду руководить борьбой тюркских народов за свободу, охватившей широкие слои общества, что сатну ориенталистом, сказавшим свое слово на международном уровне.“

2. „Как и мои ровесники, - я был бы одним из тех простых и скромных селян, поныне живущих в тех краях и работаюших  в советских колхозах. “

3. „Коренными жителями нашей деревни были представители двух башкирских родов – Суклы-Кайлы и Унгут, составляющие раньше не более 30 – 40 дворов. В середине прошлого века у нас поселились переселенцы татары, мишары и чуваши мусульмане, они уже составляли большинство населения аула.“

8: 4. „Четвертая группа башкир состоит из беглых татар (иначе тептяр, что означает „занесенный в тетрадь“), буляр (булгар), мишар и чувашких мусульман, вынужденных бежать в Башкортостан из Поволжской Булгарии, Казни после того, как русские захватили их земли.“  

14: 5. „Мой отец мало знал деревни западного Башкортостана. Все его связы простирались к восточным башкиром, что было следствием участия наших предков на переднем крае борьбы против русских во временам Кучум хана и его потомков.“

15: 6. „Большинство семейных друзей состояло из люда, служившего вместе с нашими предками в башкирских войсках.“

17: 7. „Наиболее тесный круг общения нашей семьи составляла среда мусульманского духовенства. ... Все они владели арабским и фарси, обладали глубокими религиозными познаниями, относились к ордену суфизма, ... все они держали медресе и чтение книг являлось их повседневным занятием. И Вали-мулла, и мой отец избегали общения с невежественными, ограниченными, фанатичными муллами.“

19: 8. „Хызыр-имам, живший в деревне Бужа, что в четырех километрах от нас, хорошо знал начала геометрии. По желанию отца я учился у него этому предмету. ... Хызыр-мулла хвалил мое стремление изучать русский язык и желал видеть меня инженером. ... Близкий к отцу круг людей находился под сильным культурным воздействием Бухары и Хоремза ...“

20: 9. „Наш родственник со стороны матери Абзелил Хазрет, имел медресе в Утяке, он учился в Хиве, в городе Новый Ургенч. Мой дед со стороны матери, Кафи, сын Сатлыка, учился в Хиве и Бухаре. Оба прекрасно владели фарси. Культура фарси и знание этого языка значительно развились после прибытия моей мамы в нашу деревню. Если отец учил меня арабскому языку, то мама учила фарси.“

21: 10. „Знаменитый казанский ученный Марджани был известен у нас как Шигаб-хазрет. Его смелые и свободные мисли об основах исляма были благосклонно встречены и муллами ... Бухарской ориентации. Однако из-за того, что Шигаб-хазрет в своих исторических трудах допустил некоторые уничтожительные выражения по отношении к казахам и башкирам, его у нас недолюбливали. Марджани допустил ошибку при объяснении одного слова арабского путешественника Ибн Фадлана о фетишах шаманизма, написал, что у башкир был культ „фаллоса“. Очень хорошо знавший арабский язык Абдулла-хазрет из деревни Муллакай, выражая свой гнев и презрения, на глазах у моего отца сжег книгу Марджани „Мустефад аль-ахбар“ ... На мое духовное развитие значительное воздействие оказали еще несколько человек. Один из них – диванб Муллагул. ... Он приходил из кипчакского рода и принадлежал к малоизвестной у нас секте суфиев Ахмеда Ясави (1105-1166) из Туркестана (город Яси на реке Сырдарья).“

24: 11. „Как Бог одарил птиц, летающих в небе, рыбой, плавающей в воде, так он и человека тешит властью над другим человеком“  - но смысл стихов Муллагул не стал разъяснять, а сказал: Поймешь, когда вырастешь! ... Когда в 1918 году я стал лидером правительства Башкортостана, отец спросил меня: „Теперь ты понял смысл стихов Муллагула?“

25: 12. „Муллагул помог мне войти в мир персидской и чагатайской поэзии. ... Он никогда не сближался с муллами, официально исполняющими свои обязанности, а также с двуличными, неискренными людьми.“

26: 13. „Муллагул не любил так называемую „русскую улему“, тоест мулл, исполняющих свои обязанносто с официального разрешения властей.“

14. „Уже в 6-7-летнем возрасти наряду с арабским и фарси меня начали обучать и русскому языку. Столь ранне изучение трех языков дало мне возможность выиграть много времени.“

29: 15. „И отец желал также, как и Газали или пророк Муххамад, умерет в 63 года. Но это его желание не осуществилось. Претерпев от рук большевиков тяжелые муки, он был убит ими в восьмидесятилетнем возрасте“

33: 16. „Медресе отца помещалось в четырех домах, там учились сто пятьдесят – двести шакирдов.“

34: 17. „Сам я в медресе у отца учился арабскому языку и брал уроки по религии. У Заки-хальфы и Кашира-муллы учился фарси, а Габдрахман и Шагибек учили меня русскому языку и метематике.“

18. „Когда в 1918 году в Оренбурге большевики, а в 1944 году Исмет-паша заключили меня в тюрьму и лишили возможности читать книги, я постоянно вспоминал и повторял стихи, которым меня научила мама, и молитвенные мунажаты Ясави. ... “

19. „Самая привлекательная черта матери – в памяти ее хранилось бесчисленное множество стихов нравственного содержания, призывающих к добру и справедливости. В моей души она сохранилась как человек, который никогда не совершал даже малейшего зла, испытывал ко мне бесконечное чувство доброты и участия ...“

Волжките българи – сродници с тюркските народи и съседи на руските славяни – част 1 > тук:

http://iliaganchev.blog.bg/novini/2018/02/10/voljkite-bylgari-srodnici-s-tiurkskite-narodi-i-sysedi-na-ru.1592910

 

 



Тагове:   волжка-българия,


Гласувай:
0



Няма коментари
Търсене

За този блог
Автор: iliaganchev
Категория: Политика
Прочетен: 5263167
Постинги: 4968
Коментари: 877
Гласове: 1345
Архив
Календар
«  Март, 2024  
ПВСЧПСН
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031